Основной задачей воспитателя в нашей системе является формирование мажорной Я - концепции.
Я-концепция - это система
осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое
поведение, это отношение к самому
себе.
В школьные годы Я-концепция - основа
внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная
Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.
Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает
результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Для формирования положительной
Я-концепции необходимо:
- видеть в каждом ученике уникальную личность,
уважать ее, понимать,
принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" - вот убеждение педагога);
- создавать личности
ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности,
чтобы все виды жизнедеятельности приносили ребенку радость;
- исключить прямое
принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося
ущерба достоинству, Я-концепции ребенка ("Ребенок хорош, плох его
поступок");
- предоставлять возможности и помогать детям
реализовывать себя в положительной деятельности "В каждом ребенке - чудо; ожидай
его!" (Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе личностной
ориентации педагогического процесса. - М.,
1998)
- взрослые и дети испытывают чувства защищенности,
комфортности, удовлетворенности.
Приоритеты в воспитании:
1.
Личность
важнее проблемы.
2.
Настоящее важнее прошлого и будущего.
3.
Принятие другого
человека как личности важнее его исправления.
4.
Мудрость ребенка важнее знаний, умений, навыков учителя.
5.
Внутреннее переживание важнее мыслей, слов, действия.
6.
Понимание и сопереживание важнее объяснений.
7.
Личностная зрелость и направленность важнее инструкций и методик.