Основные принципы и подходы, определяющие нашу концепцию. Я бы разделила эти принципы на две категории: определяющие деятельность педагога и деятельность детей. Принципы, определяющие деятельность педагога:
принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности этой системы - объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической системы - развитие личности ребёнка.
Личностный подход - признание ребёнка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.
и взаимодействующими компонентами.
- Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания,
форм и методов, учёт специфических позиций детей и взрослых в
воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических,
культурологических условий, признание уникальной неповторимости
участников воспитательного процесса.
- Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать
какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так
организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с
разных сторон и развивал свои личностные качества.
Работа детей строится исходя из следующих принципов:
- Прнцип «само» (умение реализовать себя), направленный на самостоятельную реализацию ребенка в любой сфере жизнедеятельности,прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность,самоуправление,самовоспитание,самостоятельностьи т. д)
- Принцип творческой активности (умение искать творческие решения), реализуемый в ходе коллективных дел и постановки личностных задач, направленный на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии детей.
- Принцип успешности (умение делать), основными понятиями которого является ощущение нужности, востребованности, желание делать, конкурентоспособность («Я нужен», «Я могу», «Я делаю»).
- Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать), направленный на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать.
- принцип элективности направлен на умение делать выбор в
различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора
путей жизненного самоопределения.
Таким образом, в основе нашей системы лежит гуманно - личностный подход, который объединяет следующие идеи:
- взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
- гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
- отказ от принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
- новую трактовку индивидуального подхода;
- формирование положительной Я-концепции.