Воспитательная система, используемая мной в
работе классного руководителя, основана на идеях Тима Бонда, Эндрю Брэдбэри. По определению Тима Бонда, Эндрю
Брэдбэри воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития
личности. Главное в нем -это создание
условий для целенаправленного систематического развития человека как
субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Надо управлять не личностью, а процессом ее
развития. Развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную
творческую деятельность.
Таким образом, целью воспитания является
создание условий для нравственного и духовного развития личности ребенка, способной в дальнейшем к творческой
деятельности, обладающей культурой общения с миром и окружающими людьми, способной к дальнейшему
саморазвитию, самовоспитанию, имеющей
необходимые для самостоятельной жизнедеятельности навыки социального опыта.
Ценности, на которых основывается моя
воспитательная система:
-
человек, который является абсолютной ценностью;
-
семья, являющаяся естественной средой развития ребенка;
- труд, не только физический, но и творческий, предстающий
как
основа человеческого бытия;
-
знания, полученные в результате творческого труда и как результат социального опыта;
-
культура - великое богатство, накопленное человечеством;
-
отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина;
-
земля
- общий дом человечества;
-
мир - покой и согласие между людьми,
При этом центральное место в нашей
системе занимает семейное воспитание, культивирование семейных ценностей, поскольку семья во многом определяет воспитание
ребенка и тесное взаимодействие педагога и семьи
является необходимым.
Основные задачи воспитания
Исходя из предложенных ценностей нами выдвигаются
следующие воспитательные задачи, которые реализуются в ходе различных видов
деятельности:
- возрождение
нравственной ценности семьи, ее природного
назначения
-
приобщение детей к
труду не только физическому, но и творческому
-
получение учащимися
знаний как социального опыта
-
приобщение детей к миру прекрасного, воспитание в них потребности строить жизнь по законам красоты, приобщение к мировой,
национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры
-
воспитание
патриотического чувства, уважения к истории своего народа, воспитание патриотов России, граждан правового,
демократического, социального государства
-
экологическое
воспитание, воспитание бережного отношения к природе, осознание ее
уникальности, представление себя частью нашей планеты,
-
создание мира и
покоя в классе, формирование у детей культуры мира и межличностных отношений;
воспитание толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его
расовой и национальной принадлежности, ослабление социального, национального
напряжения,
- воспитания в
детях самоуважения, индивидуальности, достойного
отношения к себе как к личности, развитие субъектности, инициативности и
самостоятельности в исполнении позитивной социальной роли.
Как мы знаем, в подростковом возрасте отмечается
отчетливое направленное сознание на самого себя. Осознание себя личностью
происходит, в первую очередь в процессе общения. Подросток, оценивая свои способности,
успехи внешнюю привлекательность, недостатки, положение в коллективе,
эмоционально переживает и стремится завоевать уважение и доверие окружающих. На
основе соотношений между уровнем притязаний и реальными успехами у него
формируется соответственно высокая или низкая самооценка.
Осознание себя личностью порождает у подростков
активность, самостоятельность в поступках, расширение круга общения и
деятельности при неумении вместе с тем глубоко оценивать реальность и свои
возможности, чтобы адекватно действовать. В это время общение со сверстниками
становится для подростка ведущим мотивом деятельности, а общение с взрослыми, а
иногда учеба - отдвигаться на второй план.
Таким образом, задачами, определяемыми возрастом учащихся
являются:
-
дальнейшее развитие
познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в
процессе восприятия социальной информации;
-
развитие
нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
-
укрепление
убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям - это
самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в
том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить
под сомнение;
-
формирование опыта
применения полученных знаний для решения задач в области межличностных
отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности;
-
воспитание умения
отстаивать нравственные идеалы и противодействовать их разрушениям.
|