ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ:
СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ
В чем же
заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем
на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих
понятий?
Существуют
разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что в их
объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание
духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По
мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях
отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают
подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный"
и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный.
... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла,
который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск
самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или
Откровение» [2].
Согласно
другой точки зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а
духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека [5, с.10]. Но
думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что
такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть
нравственным, а нравственное – духовным?Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания
личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность
выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром.
Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных
запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд
души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя,
преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего
сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких
движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в
способности к высоким духовным состояниям и установлению
тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к
человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова
«дух» – (лат. spiritus)
– дуновение, тончайший воздух, дыхание [7].
Второе
понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная
жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность»
и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное
бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и
результатом ее духовного бытия.
Если
религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как
трансцендентный выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская
включает в нее всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск
и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование и
обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного
общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на
служение и помощь окружающим.
Было бы
неоправданно сводить процесс становления человека как существа духовного лишь к
способности совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы
собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные
искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей
человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего
человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми. Не
случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и темной
духовности.
По
мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная
духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна
без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к
эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Анализируя
различные философские подходы к определению сущности человека, Г. Федотов
пишет: «Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в
передовых явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального
(кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи,
во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается,
хотя и в очень ограниченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это
«только»! Телесный человек живет звериной жизнью, духовный – ангельской. Лишь
душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства,
бессильна найти критерий святости: смотря на многих современных
"духоносцев", трудно решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая
духовность и есть самая страшная форма демонизма» [6, с.46]. Человек реализует
себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к
состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность
прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается
вокруг него.
Необходимо
отметить, что, в отличие от некоторых других религиозных мировоззрений,
православие выступает во многом как бытийное, реально-практическое педагогическое
мировоззрение и рассматривает духовность не как отвлеченное, но как
реально-практическое свойство человека, проявляющееся во внимательном,
глубоком, уважительном отношении к жизни другого человека, к собственной жизни
как к внутреннему подвигу.Понимание
Другого, взаимодействие с Другим рассматривается в качестве сущностных
характеристик духовного воспитания как в светской, так и в православной
педагогике, где постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на
благо ближнего и на приближение к Богу как абсолютно значимому Другому [5,
с.8]. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано.
Рассмотрим
сущность и специфику нравственного воспитания. Можно ли утверждать, что
нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?
Нравственность рассматривается
как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон
человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными
нормами.
Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В
частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами
«общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с
другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». На наш взгляд,
духовные истоки нравственности лежат не в прагматичной сфере «общественного
договора», а в сфере любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и
другими высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и
целостность, погубить свою душу.
К
сожалению, традиционная система воспитания (в том числе этического образования)
ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка
определенной системы норм и принципов, а не на развитие его
духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда
происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а
новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у
подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на
высоком уровне духовного развития личности.
Итак,
«духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца"
ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по
мнению Т.И. Петраковой, –представляет собой процесс организованного,
целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного)
воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся
системообразующей ее внутреннего мира» [4]. Мы бы скорректировали это
определение: не воздействие, а целенаправленное создание условий для
становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое
воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог.
Решение
задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано
с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, на наш
взгляд, являются следующие.
Проблема
первая связана с подготовкой учителя, способного стать
духовным наставником личности. Существует философский принцип: подобное
создается подобным –нравственность воспитанника формируется нравственностью
воспитателя, духовность – духовностью.Как
отмечается в аннотации к журналу «Духовно-нравственное воспитание», педагог
должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь
своим воспитанникам в духовном взрослении; – глубже понять себя, свое
предназначение – в семье, роде, профессии, Отечестве; – найти путь к своему
подлинному «я»; – жить, следуя своей природе; – различать пласты человеческой
жизни – физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; –
внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору,
архитектуре, искусству, литературе, философии; – осознать серьезность и
неповторимость каждого дня и всякого дела; – обрести реальную радость бытия.
Согласитесь, что это сложная задача, и не все смогут с ней справиться.
Решение
задач духовно-нравственного воспитания требует преобразования педагогической
реальности на всех ее уровнях – не только процесса обучения, но и системы
воспитательной работы школы, тех отношений, которые в ней существуют, семейной
обстановки и т.д., то есть создания в школе и вокруг нее культуросообразной
среды.
Проблема
вторая касается содержания духовно-нравственного
воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей,
присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего
человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является
тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и
«взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
· опыт
переживания высоких духовных состояний;
· опыт
осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности
духовного мира другого человека;
· опыт
определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных
проблем;
· опыт
индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и
смыслостроительства:
· опыт
разрешения нравственных проблем;
· опыт
содержательного, духовного общения;
· опыт
определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в
духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям,
социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)
Безусловно,
приобретение данного опыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным
опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных
и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и
биографиях их носителей.
Возникает
вопрос: на какой системе ценностей строить это воспитание – светской или
религиозной? Общечеловеческой или национальной? Думается, что ответ на первый
вопрос содержится в самой системе общечеловеческих ценностей, которые по сути
своей являются религиозными по своему происхождению. Учитывая
необходимость соблюдать паритетность в представлении культурных норм и традиций
разных народов в содержании образования, мы исходим из того, что в центре
образовательного процесса должны быть духовно-нравственные ценности, нормы и
традиции своей национальной общности, не противоречащие общечеловеческим.
Проблема
третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного
воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается
простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Логика
постижения культуры отличается от логики «наукоучения». Педагог может лишь
создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему
определиться в ней. Это ни в коей мере не означает то, что он должен быть
бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог.
Он не может их навязывать воспитанникам, но в состоянии создать то
эмоционально-интеллектуальное поле напряжения, в котором происходит проживание
и осознание ими бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных
смыслов и ценностей (именно в этом мы видим силу воздействия проповеди в
отличие от информационно насыщенного монолога). Только в таком общении, где
один перед другим раскрывает свои ценности –исповедуется, а тот отвечает
своей исповедью; «в этой встрече двух душ рождаются духовно-ценностное,
мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок
и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий» [1, с. 294].
Все это
предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не
только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека – создающих
проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые
обеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры,
актуализируют эмоциональную память и повторное чувствование, развивают
способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутренних
состояний. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во
многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания
молодого поколения.
Литература
1. Каган
М.С. Философия культуры / М.С.Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис»,
1996. – 416 с.
2. Лихачев
А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев //
Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3. – С.20-50.
3. Никитина
Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в
ранней юности: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М.
Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.
4. Петракова
Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном
воспитании учащихся: Монография / Т. И. Петракова; Институт общего образования
МО России // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный
научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oimru /
Ред. Совет: В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, Н.И. Загузов, Н.Д. Никандров,
В.А. Поляков, Б.Н. Сизов, Д.И. Фельдштейн и др.; гл. ред. Р.П. Будаков;
программист Д.А. Мариенко; Российская академия образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского;
спонсор "Прожект хармони. Инк". – Электрон. журн. с библиотекой. –
М.: OIMRU, 2000. – Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.oim.ru.
5. Соловцова
И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания /
И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход:
Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред.
Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10.
6. Федотов
Г. Ecce
homo /
Г.Федотов // Человек. – 1991. – №1. – С.38-47.
7. Философский
словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. –
444 с.
|