Рефлексивно-деловые игры (по М.В. Ерховой) Рефлексивно- деловая игра (РДИ) является одной из современных воспитательных форм работы со школьниками, позволяющая не только создать ситуацию личностного развития ребенка через расширение его образа "Я", но и способствовать становлению детского сообщества,актуализирует широкий спектр источников развития ее участников: рефлексивного сознания, позитивной "Я- концепции".личностных установок на принятие, понимание и открытость партнеров, предоставляет школьникам не только думать н о и действовать как в собственных интересах, так и в интересах группы. Цель игры: -выбор лидера, соответствующего целям представительства; - расширение представлений о себе участников; развитие позитивной установки на партнера; развитие готовности к сотрудничеству,групповой сплоченности; развитие готовности быть управляемым позитивным лидером. Этапы игры: 1.Разминка 2. Выбор представителя от класса 3.рефлексивный Ожидаемые результаты; единодушное согласие группы в выборе позитивного лидера по выработанным заранее личностными качествами; готовность доверять решениям лидера и делегировать ему ответственность в рамках поставленной цели; готовность к дальнейшему сотрудничеству.
В качестве разминки можно предложить скульптуру человеческого тела. Каждый участник в результате группового обсуждения или по собственной инициативе выбирает какой -либо орган и объясняет почему. Скульптура может быть и статичной и динамичной.. После того как скульптура сделана ведущий обращается к каждому участнику и спрашивает его насколько ему было комфортно. Выборы представителя от класса 1. Группа делиться на микрогруппы по 4=5 человек им выдаются листы и ручки. 2. . Каждая микро группа после обсуждения записывает по три черты характера и три умения, которыми должен обладать человек , в наибольшей степени достойный быть представителем класса. На работу отводится 10-12 минут Представитель каждой микрогруппы называет , выработанные в результате обсуждения черты характера и умения будущего лидера. Ведущий записывает их в два столбика, в результате на доске в среднем фиксируется 10 черт характера и умений. Каждый участник выбирает качества, присущие лидеру. Ведущий ранжирует выработанный группой список, используя следующий прием: просит поднять руки тех учащихся которые выбрали первую по списку черту характера, и ставит на доске рядом с ней соответствующее количество голосов; затем поднимают руки те, кто выбрал вторую черту и т.д. В результате на доске рядом с каждой чертой характера и с каждым умением будет стоять число , характеризующее количество выборов. На доске остаются названия трех черт характера и умений, присущих идеальному лидеру. Рефлексивный этап Группа разбита на микрогруппы. Участники игры чертят в тетрадях таблицу или ее можно раздать и сделать заранее. В крайний левы столбец таблицы переписывают с доски три качества характера и три умения будущего лидера класса. Затем каждый школьник оценивает выраженность этих качеств у себя по 7 балльной шкале. и записывает результаты в колонку самооценка свои результаты. Каждый участник оценивается членами своей группы по 7 балльной шкале. Результаты записываются в третий столбец "оценка других". Эатем каждый участник суммирует общее число баллов по каждому качеству и умению и делит на 2 , получая итоговое значение( четвертый столбец). После того как получены итоговые оценки по каждому качеству, учащиеся суммируют их по вертикали. к доске вызываются 5 участников, набравших наибольшее количество баллов. Чтобы выбрать лучшего каждый петендент должен произнести речь в которой он убеждает окружающих в том, чт, почему следует выбрать именно тего. После того как речи всех кандидатов прослушаны, группа голосует за одного из них. Таким образом выбирается лидер класса.
|