Сайт учителя английского и французского языков  Бальжировой  Марины Васильевны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2012 » Январь » 9 » Системно-деятельностный подход. Сухов В.П.
06:01
Системно-деятельностный подход. Сухов В.П.
Системно-деятельностный подход
Автор Сухов Владимир Павлович – доктор педагогических наук, кандидат геолого-минералогических наук, профессор Кафедры экономической географии БГПУ. Член редакционного совета журнала «Инновации и Общество».
Разработка новой методической системы развивающего образования, основанной на деятельностном принципе и пригодной для средней школы, была начата автором в Лаборатории педагогической психологии БГПИ (г.Уфа), руководимой А.З. Рахимовым и применена в учебнике по географии СССР, победившем на Всесоюзном конкурсе 1987 г. и изданного в 1991 г. [5]. В 1994 г. рукопись учебника автора по географии для 6 класса победила на конкурсе, организованном Международным фондом «Культурная инициатива» и Международной ассоциацией развития и интеграции образовательных систем, который финансировался фондом Ф. Сороса. Рукопись была издана в качестве учебного пособия. В 1995 г. на ее основе издательством «Просвещение» массовым тиражом был опубликован учебник по географии, выдержавший до 2004 г четыре издания [6]. К изданию в 1995 г. учебника по географии для 6 класса окончательно сложилась разработанная автором новая методическая система РО, пригодная для реализации в средней школе. Она опирается в теории на системную организацию окружающего мира, соответственно, в методике – на системный подход (принцип) при его изучении и на УД школьников в педагогической практике. При разработке ее потребовалось решить одну из основных проблем, связанную, с одной стороны с единством окружающего мира, имеющего системную организацию, и с другой – предметной разобщенностью при его изучении. В свернутой форме новая методическая система РО выстраивается в триединой формуле: системы → системный подход → деятельность. Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу как системно-деятельностный. Он определяет новую методическую систему как интегральную, поскольку в ней сконцентрированы те фрагменты, который уже применяются в средней школе как самостоятельные и инновационные без ссылок на РО. Кроме того, системно-деятельностный подход (СДП) выступает как интегральный, т.к. является междисциплинарным и позволяет осуществить интеграцию школьных дисциплин естественнонаучного цикла. Важным этапом в истории становления РО является опубликованный в 2008 г. проект Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В ней совершен настоящий прорыв, в котором деятельностная парадигма подкреплена СДП. Безусловно, включение СДП определило представленный проект как инновационный [3]. В трактовке СДП, развернутого в проекте, напрашиваются некоторые уточнения и дополнения. Прежде всего, необходимо отметить, что СДП реализуется в РО в средней школе. Без такого уточнения учитель может предположить, что этот подход является компонентом ТО. Требуют уточнения и упоминаемые в проекте универсальные способы деятельности. Фактически речь идет о межпредметных способах умственных действий. Желательно также указать, что содержание УД выходит за рамки традиционно выполняемых практических работ, поскольку включает кроме практической реализации - действие целеполагания, выбор средств и методов, планирование решения, которые выполняются учащимися в РО. Концепция СДП базируется на следующих основополагающих тезисах [Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. Такая деятельность сопровождается расчленением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в УД школьников преобразует его в системно-деятельностный. Реализация собственной УД выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В ТО субъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-объектной ситуации, в которой ученик ограничен как объект педагогической деятельности (ниже ПД) учителя и действует по принципу «меня учат». Обеспечение субъектной позиции ученика и СДП возможно при переходе с традиционного на технологию РО. Изучение систем неизбежно потребует и системной организации УД школьников. В ней следует выделять пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать...»): выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»); решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»). Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы. В УД указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. (Первое правило – «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе – «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»; третье – «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»). В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания – единство анализа и синтеза. Указанные правила дополняются еще тремя – принципами историзма, детерминизма и раздвоения единого на противоположности. Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их, верхних этажей – общего, абстрактного, к нижним – конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов. При изучении их в опорные планы вносится свернутая в тезисной буквенной и кодовой форме информация об изучаемом объекте. Она заимствуется из любых доступных для учащихся источников, в том числе и из традиционных учебников, используемых как книги для чтения. Таким образом, планы преобразуются в опорные схемы, по которым учащиеся закрепляют знания, отвечают у классной доски, развертывая опорную схему в форме полного последовательного рассказа, а также готовятся к экзаменам. Действует правило: не «закрой тетрадь» и не «подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ Движение в познании, когда умственная деятельность субъекта во внутреннем плане предшествует его практической (внешней, предметной), позволяет учащимся прежде всего решать задачи «в уме» – теоретически до практической реализации и на этой основе формировать теоретические понятия и теоретическое (научное) мышление. СДП и теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся. Собственная УД школьников, важная составляющая СДП, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. СДП выполняет важную интегрирующую функцию, позволившую нам разработать концепцию интеграции дисциплин естественнонаучного цикла, основанную на единстве межпредметных диалектических принципов познания. Указанными принципами обнаруживается многоступенчатая соподчиненность систем окружающего мира. В них выявляются и могут поэтапно изучаться в едином курсе дисциплины естественнонаучного цикла. Концепция СДП позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности. РО, основанное на СДП, выступает как полноценное инновационное. Оно действительно преобразует ТО в развивающее, что нетрудно выявить при их сравнении. Традиционное обучениеИнновационное
Развивающее обучение
1) базируется на принципе доступности;1) опирается на зону ближайшего развития;
2) учащийся выступает в роли объекта ПД;2) учащийся действует как субъект собственной УД;
3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;
4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;
5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности
6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Литература.
1. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр.соч.т.2, – М., 1982. 2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. 3. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008. 4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994. 5. Сухов В.П. География СССР, часть 1. Учебник для 8 класса средней школы. – М., 1991. 6. Сухов В.П. Физическая география: Начальный курс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М., 1995, 1998, 2001, 2004. 7. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. § Френе С. Избранные педагогические сочинения. – М., 1990.
Просмотров: 3761 | Добавил: marinavasilyevna33 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031