Проблема организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий является одной из самых актуальных в преподавании иностранного языка. Существует несколько определений педагогической технологии. Вот некоторые из них. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Технологический подход к обучению предусматривает точное управление учебным процессом и достижение поставленных учебных целей.
2. Структура педагогической технологии
Педагогическая технология имеет вертикальную и горизонтальную структуры:
В вертикальной структуре выделяют четыре класса образовательных технологий:
Метатехнологии – представляют собой образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении.
Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы.
Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень).
Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения.
Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии, осуществляющие отдельные части (модули) учебно-воспитательного процесса или направлены на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач.
Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов или объектов, технологии изучения данной темы, технология занятия, технологии усвоения, повторения или контроля знаний.
Микротехнологии – это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или взаимодействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный) уровень.
Примеры:технологии формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств.
Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных аспекта:
Научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением отдельной проблемы, основывающимся на достижениях педагогической теории и передовой практики. Формально-описательный: технология представляется моделью, описанием цели, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов. Процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов. 3. Признаки педагогических технологий
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. П. Беспалько, Б. С. Блум, М. В. Кларин, Е.С Полат) по проблемам педагогической технологии позволил выделить признаки, присущие педагогическим технологиям:
1. Чёткая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания; 2. Структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению; 3. Комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных средств обучения и контроля; 4. Усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания; 5. Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
4. Виды педагогических технологий (учителям предлагается раздаточный материал с характеристикой педагогических технологий Приложение 2)
– По направлению к модернизации и отношению к традиционной образовательной системе можно выделить следующие группы технологий:
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся – педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. К ним относятся: игровые технологии, проблемное обучение.
Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. К ним относятся: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации обучения, групповые и коллективные способы обучения, компьютерные (информационные) технологии.
Педагогические технологии на основе усиления социально-воспитательных функций образовательных учреждений. К ним относятся: технология адаптивной школы, здоровьесберегающие технологии.
Педагогические технологии на основе современных информационно-коммуникационных средств. Это новая группа технологий выделена в силу того, что применение данных средств не только значительно преобразует структуру учебного процесса, но создает небывалые условия для его развития. Современные средства обучения так или иначе связанны с информационными технологиями, в первую очередь с компьютерными, коммуникационными. Например, мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения английскому языку. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Таким образом, одним из важных направлений в школе становится разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени.
А главная задача учителя английского языка состоит в том, чтобы:
– создать условия практического овладения языком для каждого учащегося; – выбрать такие технологии обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество; – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения английскому языку.
Список литературы:
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Знание, 1989. Сергеева М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. – 2005. – № 2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2008ную и горизонтальную структуры: В вертикальной структуре выделяют четыре класса образовательных технологий: Метатехнологии – представляют собой образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень). Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения. Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии, осуществляющие отдельные части (модули) учебно-воспитательного процесса или направлены на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов или объектов, технологии изучения данной темы, технология занятия, технологии усвоения, повторения или контроля знаний. Микротехнологии – это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или взаимодействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный) уровень. Примеры:технологии формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств. Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных аспекта: - Научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением отдельной проблемы, основывающимся на достижениях педагогической теории и передовой практики.
- Формально-описательный: технология представляется моделью, описанием цели, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов.
- Процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.
3. Признаки педагогических технологий Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. П. Беспалько, Б. С. Блум, М. В. Кларин, Е.С Полат) по проблемам педагогической технологии позволил выделить признаки, присущие педагогическим технологиям: 1. Чёткая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания; 2. Структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению; 3. Комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных средств обучения и контроля; 4. Усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания; 5. Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения. 4. Виды педагогических технологий (учителям предлагается раздаточный материал с характеристикой педагогических технологийПриложение 2) – По направлению к модернизации и отношению к традиционной образовательной системе можно выделить следующие группы технологий: Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся – педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. К ним относятся: игровые технологии, проблемное обучение. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. К ним относятся: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации обучения, групповые и коллективные способы обучения, компьютерные (информационные) технологии. Педагогические технологии на основе усиления социально-воспитательных функций образовательных учреждений. К ним относятся: технология адаптивной школы, здоровьесберегающие технологии. Педагогические технологии на основе современных информационно-коммуникационных средств. Это новая группа технологий выделена в силу того, что применение данных средств не только значительно преобразует структуру учебного процесса, но создает небывалые условия для его развития. Современные средства обучения так или иначе связанны с информационными технологиями, в первую очередь с компьютерными, коммуникационными. Например, мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения английскому языку. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Таким образом, одним из важных направлений в школе становится разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени. А главная задача учителя английского языка состоит в том, чтобы: – создать условия практического овладения языком для каждого учащегося; – выбрать такие технологии обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество; – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения английскому языку. Список литературы: - Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Знание, 1989.
- Сергеева М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. – 2005. – № 2.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2008
|