Методические рекомендации по разработке
и применению тестов по чтению на английском
языке в средней школе.
В методике
преподавания иностранных языков большое внимание уделяется проблемам контроля и
оценки, в связи с тем, что контроль позволяет определить уровень обученности в
соответствии с выдвигаемыми требованиями и стандартами, а также позволяет
выявить недостатки в процессе обучения с целью их преодоления.
Проблема разработки приемов контроля чтения является в
настоящее время весьма актуальной. Исходя из того, что такие приемы контроля
чтения на иностранном языке, как
чтение вслух, ответы на вопросы,
пересказ, перевод, обладают рядом недостатков и не всегда предоставляют возможность точно оценить уровень успешности
обучения чтению, необходимо
разрабатывать наиболее адекватные и эффективные приемы контроля. К их числу
можно отнести тестовый контроль.
Использование теста при контроле сформированнности умений
чтения находит подтверждение в современной методической науке. Работы таких
методистов как Ф.М. Рабинович, М.В. Розенкранц, В.С. Цетлин посвящены проблемам
разработки тестов по чтению.
Целесообразность использования теста как приема контроля чтения обусловлена
рядом причин, которые в своей совокупности характеризуют тест как более
объективный и экономичный прием контроля, позволяющий наиболее адекватно
проверить сформированность умений чтения.
Несмотря на то, что тестовый контроль сформированности видов
речевой деятельности, чтения в
частности, находит свое признание в современной методической науке, данный
вопрос является недостаточно изученным. Это обусловлено рядом причин, среди
которых одной из важнейших является факт, что в отличие от западных стран, разработка методики тестового контроля
в России проходила со значительными
перерывами, что привело к отставанию от этих стран в плане недостаточного
совмещения теории разработки тестов с практикой. Проведенный нами анализ
сборников тестов, показал что в настоящее
время существует большое количество тестов, построенных без учета
основных требований, предъявляемых к их составлению.
На основании вышеизложенного представляется возможным сделать
вывод о том, что необходимость использования тестового контроля видов речевой
деятельности, в частности чтения, в практике преподавания иностранных языков, с
одной стороны, и недостаточная изученность
данной проблемы в современной российской методической литературе, с
другой стороны делают исследования в области разработки тестового контроля
наиболее актуальными.
Цель данной работы состоит в том, чтобы вооружить учителей-
практиков технологией составления тестов
по чтению на английском языке, помочь педагогам ориентироваться на сложившемся
рынке тестовых материалов и разрабатывать свои тесты, разных уровней сложности
с разными педагогическими целями в условиях отсутствия централизованной службы
лингвистического тестирования.
|