программа Байкальский сундучок" Здесь вы можете скачать программу кружка
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с использованием авторской программы «Байкальский сундучок», разработанной совместно с Бурятским государственным университетом, Байкальским информационным центром «Грань», Программой развития Организации объединенных наций (ПРООН) и компанией Кока -Кола (ТССС).
Программа была рекомендована решением методического совета МАОУ «Гимназия №33
г. Улан-Удэ» от 26 мая 2014 года. утверждена на Коллегии Министерства образования и науки Республики Бурятия для системы общего и дополнительного образования.
В соответствии со статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.
Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет после окончания средней школы будет принимать участие в решениях, связанных с экономическим развитием государства.
В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Бурятии является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах республики спецкурса «Lake Baikal box» в качестве регионального компонента учебного плана.
Программа дает возможность в течение двух лет сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании Байкала и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах величайшего озера Земли и о методах гармонизации отношений «человек-природа» на его берегах. Внимание школьников привлекается к географическим, геологическим и климатическим особенностям Байкала – объекта всемирного наследия, к чувствительности биологического разнообразия Байкала, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Программа «Lake Baikal box» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Программа « Lake Baikal box» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение, предназначена для учащихся 5-9 классов.
Курс « Lake Baikal box» представляет собой как дополнительный курс и входит в компонент учебного плана « МАОУ Гимназия №33 г.Улан-Удэ» как национально-региональный компонент.
Структура программы
Программа курса «Lake Baikal box» построена в соответствии с уровнем подготовки учащихся
Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из 5 разделов, согласно учебного плана 35 часов в год.
Цель программы:
Повышение осведомленности и обогащение знаний о Байкале и Байкальском регионе
Способствовать формированию природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участка Всемирного наследия.
Задачи программы:
формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды озера Байкал;
формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
Количество часов: всего 34 1 четверть – 4 час.
2 четверть – 7 час.
3 четверть – 10 час.
4 четверть – 13 час.
Практических работ 9; 1 четверть – 2;
2 четверть – 1;
3 четверть –5;
4 четверть – 5.
Плановых тестов: 2.
Используемый УМК:
Учебно-методическое пособие для детей среднего школьного возраста «Байкальский сундучок»
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
названия птиц, рыб, млекопитающих и других представителей флоры и фауны озера Байкал
особенности озера Байкал как объекта всемирного природного наследия (перечислять, приводить примеры);
основные организации, изучающие Байкал, методы изучения Байкала (перечислять, приводить примеры);
основные этапы происхождения Байкала на уровне общих представлений (возраст, причины землетрясений, предрифтовый и рифтовый периоды, геологические особенности формирования озера, история развития растительного и животного мира на Байкале и его берегах – перечислять, кратко характеризовать);
особенности береговой линии Байкала (заливы, бухты, ссоры, острова, основные притоки озера (перечислять, кратко характеризовать, приводить примеры);
общие сведения о горных породах и минералах на берегах озера (перечислять,
приводить примеры, указывать на карте места расположения, кратко характеризовать);
современное строение котловины озера Байкал (кратко характеризовать);
особенности климатических и погодных условий на озере, температурный режим, течения, ледовый режим (пояснять на уровне общих представлений, приводить примеры);
свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений);
Учащиеся должны уметь:
выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;
показывать на карте место расположения озера Байкал;
указывать на карте Байкала его основные физические параметры – длину, ширину, максимальную глубину;
показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова, заливы, бухты,
рисовать обобщенную схему озера Байкал с расположением крупных островов, главных притоков и истока Ангары, крупнейших заливов и мест расположения геологических достопримечательностей;
составлять схему геологического развития Байкала;
указывать на схеме Байкала расположение основных геологических достопримечательностей Байкала;
показывать направления основных течений на карте озера;
уметь обобщать и систематизировать полученные знания и умения в виде языкового портфолио с созданием рубрики «Мой Байкальский сундучок»
уметь представлять результаты своей деятельности
|